Поиск по сайту

Какие установлены требования к антитеррористической защищенности избирательных участков?

21 марта 2025 10:29


Действующими нормативными актами не установлены специальные требования к антитеррористической защищенности избирательных участков. В целях их антитеррористической защищенности применяются Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 (далее - Требования).

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" Правительство РФ устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Таким образом, исключения из Требований составляют только объекты транспортной инфраструктуры, транспортные средства и объекты топливно-энергетического комплекса.

В целях соблюдения Требований место организации избирательного участка должно отвечать, в частности, следующим требованиям:

- иметь определенную категорию в соответствии с разд. II Требований (п. п. 6 - 13 (1) Требований) и иметь паспорт безопасности в соответствии с разд. III Требований (п. п. 14 - 20 Требований);

- быть оборудованным системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения (п. п. 23, 30 - 32 Требований);

- должна быть организована физическая охрана избирательного участка (п. 24 Требований);

- пути эвакуации должны быть свободны для перемещения людей и транспортных средств (п. 27 Требований);

- может быть оборудовано техническими средствами обнаружения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов (по решению правообладателей мест массового пребывания людей) (п. 27 (1) Требований).

Кроме того, в соответствии с п. 21 Требований антитеррористическая защищенность избирательных участков как мест массового пребывания людей обеспечивается в том числе путем:

- определения и устранения причин и условий, способствующих совершению в местах массового пребывания людей террористических актов;

- контроля в едином информационном пространстве в режиме реального времени обстановки, складывающейся в районах расположения мест массового пребывания людей;

- оборудования необходимыми инженерно-техническими средствами;

- контроля за соблюдением требований к обеспечению антитеррористической защищенности;

- проведения мероприятий по выявлению и предотвращению несанкционированного проноса (провоза) и применения токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов в виде периодической проверки (обхода и осмотра) зданий (строений, сооружений) и территорий мест массового пребывания людей, организации контролируемого допуска и оперативного оповещения и эвакуация людей в случае угрозы.

Среди дополнительных мер для мест массового пребывания людей 1-й категории (место массового пребывания людей, в котором при определенных условиях может одновременно находиться более 1 000 человек) необходимо отметить такие, как:

- оборудование стационарными колоннами (стойками) с кнопкой экстренного вызова наряда полиции и обратной связи с дежурными частями территориальных органов МВД РФ или территориальных органов Росгвардии (подразделений вневедомственной охраны Росгвардии) либо с кнопкой вывода канала тревожных сообщений в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112";

- обследование кинологами со специально обученными служебными собаками с целью выявления возможной установки взрывного устройства;

- оборудование информационными стендами (табло), содержащими схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, телефоны правообладателя соответствующего места массового пребывания людей, аварийно-спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности (п. п. 28, 29 Требований).

Согласно п. 12 ст. 64 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ч. 15 ст. 81 Федерального закона от 22.02.2014 N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", п. 15 ст. 69 Федерального закона от 10.01.2003 N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" правоохранительные органы обеспечивают в соответствии с федеральными законами безопасность граждан и общественный порядок в помещении для голосования и на территории избирательного участка, участка референдума.

Между МВД РФ и ЦИК РФ утверждено Соглашение о взаимодействии Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Министерства внутренних дел Российской Федерации (заключено 01.09.2016 N 08/14295-2016, 02.09.2016 N 1/8913), Протоколом N 1 (подписан ЦИК России 01.09.2016, МВД России 02.09.2016, далее - Протокол к Соглашению) к которому предусмотрен ряд мер, направленных на обеспечение правопорядка на территории избирательных участков, например:

- избирательные комиссии, комиссии референдума в согласованные сроки информируют территориальные органы МВД России о планируемых маршрутах перевозки избирательной документации, а также направляют сведения о транспортных средствах (марка, модель, государственные регистрационные знаки) и водителях (фамилия, имя, отчество, номер водительского удостоверения), привлекаемых избирательными комиссиями, комиссиями референдума в период подготовки и проведения выборов и референдумов;

- территориальные органы МВД России, в целях обеспечения законности и общественного порядка в период подготовки и проведения выборов и референдумов, не позднее чем через 5 дней после получения сведений о назначенных выборах и референдумах, направляют в соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума информацию о принимаемых мерах по обеспечению безопасности предстоящих избирательных кампаний и референдумов, а также списки должностных лиц, ответственных за вопросы обеспечения общественного порядка и безопасности участников избирательного и референдумного процесса, с указанием их контактных телефонов;

- территориальные органы МВД России на безвозмездной основе обеспечивают охрану помещений избирательных комиссий, комиссий референдума, включая помещения для голосования, помещения, в которых размещены комплексы ГАС РФ "Выборы", круглосуточную охрану помещений участковых избирательных комиссий после передачи в указанные комиссии избирательных бюллетеней, а также охрану избирательной документации при их перевозке по запросам избирательных комиссий, комиссий референдума;

- территориальные органы МВД России вносят корректировки в планы комплексного использования сил и средств органов внутренних дел по обеспечению правопорядка на улицах и в иных общественных местах (план единой дислокации) по приближению маршрутов патрулирования, нарядов наружных служб к избирательным участкам, участкам референдума;

- территориальные органы МВД России совместно с избирательными комиссиями, комиссиями референдума разрабатывают методические рекомендации, инструкции, памятки по вопросам взаимодействия органов внутренних дел РФ и избирательных комиссий, комиссий референдума по обеспечению безопасности и законности в период подготовки и проведения выборов и референдумов;

- территориальные органы МВД России принимают незамедлительные меры по пресечению экстремистской и иной противоправной деятельности, в том числе возбуждающей социальную, расовую, национальную, религиозную ненависть и вражду (п. п. 6 - 11 Протокола к Соглашению).

Информацию подготовил помощник прокурора Приволжского района Самарской области – Яковлев В.В.


Все новости

Документы

Все документы